Глава 25

Наш глаз подобен видеокамере. Скорее последняя создана по его подобию. Есть светочувствительная матрица, объектив с диафрагмой, кабельное соединение с процессором и ряд других аналогий, вплоть до крышки объектива в качестве век. Сравнение не ново. Раньше сравнивали с фотоаппаратом. Останавливаться на этих широко известных аналогиях не буду. Но кое-что, часто остающееся за кадром, все же, отмечу.

Наша глазная камера далека от совершенства по современным понятиям. Она воспринимает очень ограниченный спектр излучения, обладает низкой светочувствительностью. Наша сетчатка-матрица насчитывает примерно 5 мегапикселей. Боле того, в конкретный момент времени этот сенсор резко воспринимает лишь небольшую область по центру кадра. Пиксели по краям объединяются в целях экономии информационного потока. Практически, нерезкая область воспринимаемого зрительного изображения фиксирует лишь изменения в кадре, как датчик движения. Если недобросовестные производители осуществляют программную интерполяцию разрешения в сторону увеличения, чтобы поднять свой рейтинг у обывателя, то нашему глазу такие приписки ни к чему.

Напротив, нас вполне удовлетворяет картинка, созданная меньшим количеством пикселей. Просто мы умеем ее правильно использовать. У нас зрение динамическое. Чтобы понять, что это такое, оденьте модную сегодня камеру типа GoPRO себе на лоб. Забудьте про нее и просто поснимайте, как вы на кухне готовите завтрак.

Затем посмотрите, что получилось. Сплошная дерготня. Дрожание. Воспринимать такое видео очень трудно. А ведь камера снимала эквивалентно нашим неподвижным глазницам. А мы еще привыкли не только крутить головой, чтобы лучше рассмотреть что-то, но и вращать глазами по сторонам!

Неужели наш мозг при обработке выполняет такие сложные просчеты по стабилизации изображения, чтобы мы воспринимали окружающее плавно, без рывков, как привыкли это обычно делать?

Оно и так, и не совсем так. Стабилизация изображения происходит, но немного иначе. Знаете, как работает функция в современных видеокамерах, когда запись видео начинается за несколько секунд, до того, как вы нажали кнопку пуск?

На самом деле это несложно. Если эта функция задействована, то во включенном состоянии, все, что видит объектив, постоянно воспроизводится в зацикленном режиме в оперативной памяти процессора. Если вы не нажимали кнопку, невостребованная информация удаляется и на ее место поступает новая. Стоит вам нажать для записи старт, недостающий фрагмент добавляется к началу формируемого файла.

Примерно также у нас формируется зрительный образ того, что видит наш глаз. Живую картинку мы получаем, как и в приведенном примере, из короткого видео ряда, зацикленного в оперативной памяти. В случае необходимости, процессор вытягивает из этого динамического резерва требуемые детали. Таким образом, когда надо, мы легко можем интерполировать наши два раза по 5 мегапикселей в гораздо большее разрешение, без обмана.

Эта обработка сигнала происходит очень быстро, она сопоставима с выдержкой (сужающийся зрачок выполняет функцию диафрагмы), удерживающей всего несколько кадров. При недостаточном освещении выдержка увеличивается. Поэтому в сумерках нам требуется больше времени, чтобы освоится с деталями.

Мы привыкаем к этому и воспринимаем действительность, как непрерывное, и в большинстве случаев, вполне удовлетворительного качества кино. Мы загружаем всю зрительную систему ровно настолько, насколько этого нам требуется в данный конкретный момент.

Есть еще одно преимущество, которое нам дает подобное динамическое зрение. Это фотографическая широта. Цифровая матрица или пленка воспринимает очень ограниченный диапазон градации оттенков. Например, когда снимается пейзаж с облачным небом против солнца, то в зависимости от выбранной экспозиции получится либо хорошая проработка облаков с темным переднем планом, либо хорошая проработка переднего плана, а облака будут засвеченными. У нас зрительный образ складывается из нескольких кадров, поэтому мы воспринимаем все одинаково хорошо, и облака, и передний план. И нам кажется такое восприятие естественным.

Эффект стереоскопического зрения также был бы беднее, без динамического зрения.

На современных камерах такой эффект с помощью светочувствительности, пока недостижим. Похожего результата пытаются добиться специальными алгоритмами обработки сигнала в режиме реального времени и пост-обработки (например - Active/D-Lightning в камерах Nikon).

Ощущение реального зрения уникально. Это наслаждение доступно нам строго в текущий момент, и только в отношении того, что находится в поле нашего зрения. Никакие зрительные воспоминания, образы из нашей памяти не могут заменить этого реального ощущения. Мы способны гораздо реалистичнее вспоминать вкусовые, слуховые образы, чем зрительные.

Зрительные воспоминания совершенно не похожи на живое восприятие текущей реальности. Это словно неоцифрованная информация, не пережеванная нашим мозгом. Она никогда не сохраняется в таком виде, каком предстает перед нашими глазами. Даже в самой близкой оперативной памяти нашего мозга, только что увиденное уже воспринимается нами, как зрительный образ. Ощущение картинки, но не сама картинка.

Когда художник рисует по памяти, он как бы заново оживляет свои образы, которые могут быть совершенно не похожи на свой первоисточник, но, порой, способны отражать его сущность. Даже рисуя с натуры, художник может отвлекаться от своего объекта и формировать изображение на холсте из уже переосмысленного образа. Это никогда не будет прямым копированием реальной зрительной картины.

Фотографии, видеозарисовки всегда будут цениться нами, как очень существенное дополнение к нашим воспоминаниям. Они разные по сути, реальное изображение и его образ.

В информационном поле, визуализация реальности не похожа ни на реальное изображение, ни на наши воспоминания (образы прошлого реального изображения). Это нечто, сравнимое (очень натянутое сравнение) с файлом трехмерной сцены компьютерной игры. Она как бы существует вся одновременно, но, чтобы извлечь из этого файла конкретное изображение, нужно выставить камеру и наблюдать с ею помощью за происходящим с выбранного ракурса. В зависимости от возможностей такой камеры, можно выставить еще множество дополнительных опций – в спектре какого излучения вы будете смотреть картинку, будете ли видеть сквозь предметы итд. Что-то с помощью подобного функционала в облегченной версии, мы наблюдаем во сне. Это не реальное зрение, но и не воспоминания.

Во сне наши глаза проходят плановое комплексное сервисное обслуживание. Удаляется пыль с линзы объектива, смазываются шарниры, матрица избавляется от паразитных шумов. Глазницы могут самопроизвольно вращаться, очищая роговицу и юстируя механизм наводки на резкость. Проснувшись, мы умываемся, удаляя оставшуюся после ночного ТО слизь и твердые комочки из уголков наших глаз.