Глава 7

Старость – не радость, гласит изъезженная пословица. И мы все мечтаем продлить молодость.

Давайте пофантазируем. Предположим, вам 60-70, а ещё лучше – 100 лет, но у вас тело двадцатилетнего здоровяка. Сил и энергии соответственно.

Родные и близкие вашего поколения уже умерли, с новыми поколениями сойтись трудно в силу различных интересов, страшное одиночество. Формируется тягостный дефицит общения, что приводит к существенному снижению ценности жизни. Такая картина преподнесена героем Тома Хэнкса – тюремным надзирателем в известном фильме Зеленая миля.

Конечно, ситуацию можно смоделировать не столь мрачно. Возьмите пример Дункана Маклауда из одноименного клана. Внешние позитивные эффекты показаны красиво и притягательно. Болезненные углы сглажены. В принципе, возникает мысль, а почему бы и нет?

Последний пример кинематографичен, и сродни рекламному ролику. Он соответствует сказке, отображающей лишь одну сторону медали. Кроме того, Дункан живет несколько в других рамках и не по нашим законам. Он другой…

Оба примера отображают ситуацию, когда продолжительность жизни и молодость отдельно взятого человека противопоставлена продолжительности жизни и молодости, характерной для общества в целом.

И мы не учли еще один очень важный фактор, когда наши знания начинают работать против нас.

На протяжении долгой жизни накапливается богатый жизненный опыт, что определенно снижает остроту всех ощущений. Восприятие действительности начинает происходить во многом сквозь призму собственных воспоминаний. Как ни разнообразна наша планета, но ее потенциал, как игровой площадки ограничен. Типичные жизненные ситуации не бесконечны. В 1895 г. Жорж Польти (французский театровед) выделил 36 типологических сюжетов, на которые можно разделить все существующие литературные произведения, по критерию человеческих отношений и эмоций. Более чем за 100 лет, этот список не был расширен. Конечно, в каждом сюжете могут меняться имена, количество действующих лиц, но принципиальная игровая концепция останется неизменной.

Процесс познания непрерывен и условно бесконечен, но ограничен возможностями нашего Тела и модами (детский игровой термин) существующей игровой площадки.

Чем больше знаний и опыта, тем меньше детства, а чем меньше детства, тем больше туда снова хочется. Хочется былой восторженности и непосредственности. Нельзя заставлять играть против воли игрока, где игроком выступает не человек, а его Душа. Существует понятие усталости, перенасыщенности Души Игрой.

Чем дольше играешь, тем сильнее насыщаешься, и хочется перемен. Даже если техническое продление и возможно, то насколько желанно будет это для пресыщенной Души, и какие от этого могут возникнуть мутации?

Правда, тут есть и другая сторона этой проблемы. Важно, в каком информационном поле проистекает жизнь. Если доступный информационный поток скудный, возможность перемещения в пространстве ограничена, то перенасыщение происходит гораздо быстрее. Именно поэтому у наших предков продолжительность жизни была меньше, а не из-за болезней. Современная медицина тут не при чем. Разные времена – соответствующие им болячки. Это обычные издержки эксплуатации нашего Тела. При изменении условий эксплуатации меняются и неполадки. Сегодня вариантов развития игры стало больше, поэтому растет и средняя продолжительность жизни.

Продолжительность жизни есть величина, объективно обоснованная особенностями и уровнем развития цивилизации. Пытаться ее увеличить без объективных предпосылок, все равно, что попытаться установить на Оку двигатель от КАМАЗа, не меняя корпуса и подвески. Неправильное техническое решение будет иметь крайне неприятные, и даже мучительные для нас последствия.

Есть еще один аспект, который учитывается действующими Правилами Игры.

Представим себе, что иметь в 100 лет молодое тело с великолепными техническими показателями не единичный случай, а норма, типичная для общества в целом. Неизбежно возникнет другая серьезная проблема. Ведь мы существа глубоко социальные, и это очень важное условие для нашей жизни. В социуме неизбежна ротация и конкуренция. Поколение, имеющее больше знаний и опыта, получает очень весомые преимущества. При таких обстоятельствах, более молодое поколение (в целом) массово выдавливается с ведущих позиций в социальной и личной жизни. Оно вытесняется более опытным, столь же сильным и энергичным, но более «старым» поколением. Баланс в обществе нарушается и это может привести к очень негативным конфликтным ситуациям с разрушительными для общества последствиями.

Старость, со всеми сопутствующими метаморфозами, позволяет удерживать в обществе баланс и гармонию. Потенциал человека получается востребованным на каждом этапе его жизненного пути. В молодости человек силен, энергичен и вынослив. Он учится у старших, перенимает жизненный опыт, он видит старость на примере своих родителей и окружающих и начинает понимать ее проблемы. Понимая, что самому не избежать старости, зрелый человек считает естественным помогать пожилым людям. Старость притормаживает молодость, делает их действия осмысленнее, одним словом – разумно сдерживает. В молодости и старости ресурсно-энергетический баланс Тела одинаков. Больше одного, меньше другого и наоборот, но в целом получается гармония. И вся эта цепочка взаимообуславливающих стимулов работает как часы.

Старость это период духовного созревания человека, перед его переходом в иную форму жизни. Это также необходимо и важно, как и обучение в молодости. В это время люди стремятся к вере и поиску внутренней гармонии.

У природы нет плохой погоды, ход времен нельзя остановить. Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить. Великолепные слова Эльдара Рязанова.

У нашего Тела существует ресурс, определенный поколением наших родителей. Этот ресурс корректируется естественным путем. Душа делает это неосознанно. Это технически абсолютно неконтролируемый процесс. Душа может немного сбросить показания одометра – «пробега своего Тела» в определенных обстоятельствах и приписать себе дополнительные годочки. Например, некто что-то создает и получает от этого огромное удовольствие – такое состояние приносит плюс. Когда такой процесс нацелен только на увеличение своих доходов, то это ничего не приносит, но начинает приносить, если человек будет конструктивно эти доходы использовать и снова получать удовлетворение. Позитивное творчество всегда дает плюс, депрессия всегда дает минус. Жизнь – движение, нельзя экономить на разумном движении. Если человек в том, чтобы продлить свою жизнь видит самоцель – то она, скорее всего, приведет его к обратному. Если человек ставит перед собой различные творческие, созидательные задачи, стремится нести в общество позитивную энергию, его миссия продляется. Это очень сложная тема.

Амортизация нашего тела происходит независимо от нашего желания. И нас это «бесит». Наше Эго – Душа на протяжении всей нашей жизни не меняется, и любые изменения нашего тела воспринимает в «штыки». Это и период подросткового полового созревания, и так называемый «кризис среднего возраста», когда не можешь понять, почему перемахнуть через забор вдруг стало, мягко говоря, затруднительно? И Душа начинает приспосабливаться к новым условиям.

И все равно, хотим мы того, или нет, но старости нам не избежать, точнее – не победить. Это Табу.

Никакое искусственное омолаживание не сделает человека счастливым. Только добавит проблем. Это карается(!!!), потому что нарушает Правила нашей Игры и влечет за собой уничтожение всей нашей игровой площадки.

Можно придерживаться здорового образа жизни, следить за собой, провести старость активным и условно здоровым, но нельзя вносить изменения в не нами придуманную модель нашего Тела и установленный Производителем режим ее эксплуатации (Программу). Повторяюсь, но это очень важно: стоит нарушить устойчивую взаимосвязь, и сработает принцип домино, все полетит в тартарары.

Я уже говорил, что наше тело само возобновляемое и само обслуживаемое (текущий ремонт). Эти возможности существуют у нас по умолчанию. Мы часто не пытаемся их почувствовать и понять, а хотим чуда! Меняя программу можно менять и регламент этих работ, только вот Игра может быть перезапущена. Внимательно читайте «лицензионное соглашение».